Перейти к контенту

Тольятти

Графики автобусов по Тольятти
Тольятти и общественный транспорт.

Тольятти (ранее известный как Ставрополь до 1964 года, название происходит от греческого слова Σταυρούπολη, что означает «Город креста»; также встречаются такие названия, как Ставрополь-на-Волге или Ставрополь-Волжский) — это город в Самарской области России. Он является административным центром Ставропольского района и, будучи городом областного значения, формирует муниципальное образование городской округ Тольятти, единственный населенный пункт в своем составе. Тольятти входит в состав Самарско-Тольяттинской агломерации.

Транспортная инфраструктура Тольятти представлена железнодорожными узлами, автомобильными дорогами, речными и воздушными маршрутами. Благодаря своему стратегическому положению, город является вторым по значимости в Самарской области и обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития благодаря наличию свободных территорий и уже существующей транспортной инфраструктуры. Однако развитие города несколько ограничено водохранилищем Куйбышевским, которое разделяет западную и восточную части области. Связь между этими частями осуществляется посредством железнодорожного моста вблизи города Октябрьска и плотины Жигулёвской ГЭС, где проходит железнодорожная линия и федеральная автомобильная дорога E 30М5 «Урал».

Внешние транспортные соединения города поддерживаются наличием двух автовокзалов (в Центральном и Автозаводском районах), грузовой железнодорожной станции и двух пассажирских станций, речного порта и аэропорта Курумоч.

По итогам 2007 года общий грузооборот всех транспортных предприятий города составил 779,4 млн ткм, и этот показатель продолжает расти. В том же году было перевезено 4201,1 тыс. тонн грузов.

Пассажирские перевозки в Тольятти в значительной степени выполняются коммерческими маршрутными такси, в том числе на таких моделях, как Газель Next Citiline, Citroen Jumper, Peugeot Boxer и Fiat Ducato III. Муниципальный общественный транспорт предоставляется МП «ТПАТП-3» автобусами марок МАЗ-103, МАЗ-206 и Volgabus-5270.G2, а также троллейбусами АКСМ-321 и Тролза Оптима.

В городе отсутствует центральный автовокзал, услуги междугородних перевозок выполняются коммерческим транспортом, который обслуживается двумя частными автостанциями в Автозаводском и Центральном районах на улицах Революционной и Родины соответственно.

Тольятти занимает третье место среди крупнейших городов России (после Воронежа и Тюмени), в которых нет трамвая, и второе место — в которых трамвай никогда не появлялся. Снижение общего пассажиропотока является заметной тенденцией последних лет: например, в 2007 году было перевезено 112,1 млн человек, что составило 94,7 % от показателя 2006 года. Наблюдается сокращение количества муниципальных маршрутов и увеличение числа альтернативных: с 2005 года было закрыто более 25 автобусных маршрутов и 15 троллейбусных.

На март 2018 года в арсенале городского МП «ТПАТП-3» находилось 319 автобусов и 186 троллейбусов, из которых полностью изношенными считались 187 (40,4 %) и 153 машины (82,3 %) соответственно. Обновление подвижного состава не проводилось, и в течение года было списано 143 автобуса и 13 троллейбусов.

Пригородный транспорт находится в более тяжелом состоянии: за первое полугодие 2007 года было перевезено всего 16,1 тыс. человек, что в десять раз меньше, чем в 2006 году.
В 2023 году при поддержке губернатора Самарской области Дмитрия Азарова город Тольятти получил 19 новых дизельных автобусов МАЗ-203.047. Также прорабатывается возможность поставки ещё 50 автобусов МАЗ

Отмечается устойчивый рост доли пассажиров, перевезённых альтернативными транспортными предприятиями — с 27,6 % в 2006 году до 29,2 % в 2007 году.

Стоимость поездки в муниципальном транспорте (автобусы и троллейбусы) с 1 июня 2024 года составляет 42 рубля. Проезд в маршрутных такси стоит от 35 рублей, кроме наличных и пластиковых карт, для оплаты можно использовать проездные карты.  
Назад к содержимому